Воспитание |
||||
|
Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы “Планета “Детство” мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, на наш взгляд, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Цель воспитательной системы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе. Задачи: · организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп; · развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности; · содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; · вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; · создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой; · воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма. |
|||
Приоритетные направления: - воспитание гражданина и патриота; - нравственное и эстетическое воспитание; - воспитание здорового образа жизни; - экологическое воспитание; - трудовое воспитание; - семейное воспитание. 2002 года на базе школы реализуется программа «Школа- центр образовательной и социокультурной деятельности в микрорайоне», задачи которой -создать единое воспитательное пространство со всеми учреждениями микрорайона. Функции школы
Воспитательная система школы самовыражения личности учащегося выполняет следующие функции: - развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов; - интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий; - регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов; - защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития; - конпенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытие и развитие его склонностей и способностей.
Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможно при осуществлении таких педагогических условий, как: 1. Обеспечение готовности личности учащегося и педагога к самовыражению: - формирование позитивной Я-концепции личности ребенка и взрослого; - актуализация потребности в самореализации и самоутверждении; обеспечение формирования умения у педагогов и учащихся в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе. 2. Формирование в школьном сообществе среды: - поддержание благоприятного и интеллектуального, нравственного и эмоционально- психологического климата в школе;- восприятие и детьми, и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности; - использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов обучения и воспитания учащихся. Основные направления развития воспитания 1. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ. 2. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания. 3. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации. 4. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни -это суть гуманизации воспитания. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности - театр, рисование, пение, танец, прикладное творчество, музыка и др. 5. Развитие клубной и досуговой деятельности - особой сфера жизни учащихся. 6. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей. 7. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления, различных клубов по интересам. 8. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций, формирование и укрепление лучших школьных традиций. 9. Укрепление сотрудничества детей и взрослых. 10.Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания. 11.Создание условий для повышения квалификации учителя и воспитателя, его профессионального роста, т.к. ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу - широко образованному, гуманисту - интеллигенту, настоящему профессионалу. Таким образом, у выпускника школы в достаточной мере будут развиты: личностные качества; нравственные нормы поведения; культура общения в коллективе; потребность к труду;способность к профессиональной деятельности; способность рационально организовывать деятельность; способность к сотрудничеству; сформированность теоретического сознания (научного, художественного, правового). |